Традиционные народные ценности — основа профилактики уголовных правонарушений

Зеньковский А.В.

Доклад Зеньковского А.В. на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир»

Доклад содержит богатый исторический материал научного исследования проблемы преступности, предотвращения преступных действий и пресечения деятельности преступников. Главная мысль выступления заключается в том, что усвоение высшего стандарта поведения, содержащегося в Заповедях Божиих, — это лучшее средство предупреждения не только преступлений, но и самих преступных намерений.

Ваше Преосвященство! Достопочтенные отцы, братья и сёстры!

Прежде всего, приступая к раскрытию заявленной темы, необходимо определиться с основным ключевым понятием «преступление».

Согласно ч. 1 ст. 9 Уголовного Кодекса РК, преступлением признаётся совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Согласно Толкового словаря Русского языка (С. И. Ожегова и. Ю. Шведова, Толковый словарь Русского языка. — М. — 2004, с 585), преступление — общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Согласно Полного церковно-славянского словаря под ред. прот. Г. Дьяченко (М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 — с. 492), преступление — ошибка, погрешность (Лев. 6: 6).

Известно, что имеется отдельная отрасль науки, специально изучающая вопросы преступности как социального явления — криминология.

Проблемы преступности всегда интересовали и интересуют учёных, юристов-практиков, да и общество, в целом.

На протяжении более двухсот лет учёные всего мира ищут методы и средства предупреждения (профилактики) и борьбы с преступностью, предлагая различные теории и пытаясь реализовать их с разной долей успеха на практике.

Различные подходы, системы в изучении феномена преступности — сложнейшего социального явления, личности правонарушителя, причин совершения преступлений можно найти в трудах мыслителей, учёных различных отраслей научного знания (не только юристов, но и философов, психологов, историков, политологов, генетиков, писателей) с самых древних времён. Но первым систематизированным исследованием на эту тему принято считать книгу Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764 год).

Возникновение науки «криминологии» относят ко второй половине XIX века. В 1885 году на Западе впервые вышла книга под таким названием.

«Криминология» происходит от лат. «crimen» — «преступление» и греч. «logos» — «учение».

Криминология очень тесно связана с уголовным правом и уголовно-исполнительным правом, однако, имеет самостоятельный предмет изучения, формировалась в течение многих лет, постепенно и в настоящее время занимает своё достойное место в системе научных дисциплин.

Главным объектом изучения данной науки выступает преступность — очень сложный феномен, и даже сегодня, с позиций XXI века, нельзя с полной уверенность сказать, что сущность преступности на сегодняшний день познана до конца.

Уголовное и уголовно-исполнительное право как правовые науки, рассматривают преступление и ответственность за него в юридическом аспекте (вопросы привлечения к уголовной ответственности, освобождения отнеё, квалификации преступных деяний, назначения наказания, исполнения уголовного наказания). Криминология же нацелена на осмысление преступности, прежде всего в её социальном аспекте, причинах и условиях, как некое общественное явление, неизбежно сопутствующее всей человеческой истории.

В высших учебных заведениях в обязательном порядке преподаётся отдельная дисциплина «Криминология» (например, см. Учебник «Криминология», Алматы: изд-во«Норма-К», 2004, написанный совместно коллективом российских и казахстанских авторов). Не путать с «Криминалистикой» — наукой о следах, методах обнаружения и закрепления вещественных доказательств, проведения осмотра места происшествия и других следственных действий, расследования отдельных видов преступлений и т. д.

В Республике Казахстан криминологические исследования проводятся Казахстанской криминологической ассоциацией, а также ВУЗами. Ассоциация издаёт журнал «Предупреждение преступности».

В России криминологические исследования осуществляются НИИ изучения проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институтом государства и права РАН, ВУЗами и научными центрами.

Преступность как мировая проблема согласно специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН изучается в рамках экономических, социальных и гуманитарных программ. Государства — участники ООН ежегодно направляют Генеральному секретарю ООН доклады о состоянии преступности в своих странах и о противодействии ей. Начиная с 1965 года, ООН один раз в 5 лет созывает конгрессы по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями.

В наше время известно, что с начала 30-х годов до второй половины 80-х годов, т. н. «перестройки» (то есть в течение почти 60 лет) в бывшем СССР не публиковались статистические данные о количестве совершённых преступлений в абсолютных цифрах, а также о количестве лиц, осуждённых в целом и по отдельным категориям преступлений; эти сведения были засекречены.

В настоящее время указанные данные не относятся к государственным секретам.

Вообще, советский период нашей отечественной истории, с криминологической точки зрения, до сих пор до конца не изучен. Учёные на протяжении нескольких десятков лет изучают феномен массовых нарушений законности в нашей стране в ходе т. н. «массовых репрессий» в 30–50 годы XX века.

Можно ли данные о преступности и статданные о судимости за тот исторический период считать корректными (с научной точки зрения)?

Думается, что нет. Под видом «врагов народа», «вредных элементов» были репрессированы в судебном и внесудебном порядке (т. н. «тройками», Особым совещанием при НКВД СССР), миллионы граждан, в том числе за «контрреволюционные преступления», по большей части, по пресловутой ст.58–10 УК РСФСР) — «антисоветская агитация и пропаганда».

Сегодня мы вспоминаем жертвы «красного террора» братоубийственной гражданской войны 1918–1922 годов, как раз в день памяти нашего святого священномученика Мефодия, епископа Петропавловского и Акмолинского (+1920). А сколько всего пострадало священнослужителей, монашествующих, и простых граждан — мирян, один Бог знает.

Следует отметить, что было репрессировано и очень много членов ВКП(б), бывших революционеров, соратников Ленина и т. д. Всякие 2чистки» коснулись партийного аппарата, промышленности, армии, учёных, медиков, деятелей культуры и т. д., по-существу всех основных сфер общественной жизни.

В том числе было репрессировано немало работников НКВД, прокуратуры и судов.

Да, в своё время Ленин постоянно подчёркивал мысль о необходимости обеспечения неотвратимости наказания за совершённое преступление. Но как обеспечить эту неотвратимость? Известно, что с явкой с повинной являются лишь около 1–2% от числа лиц, совершивших преступления. То есть примерно 1–2 человека из ста.

Остальных необходимо искать. Но чтобы объявить розыск, нужно установить причастность лица к совершению преступления. И эту функцию осуществляют специально уполномоченные на то правоохранительные органы. Это очень трудная и ответственная работа, можно сказать, работа изнурительная. И даже при полной концентрации всех усилий, нельзя гарантировать результат.

Из многолетней практики известно, что немалая часть преступлений остаётся нераскрытыми, в том числе «громкие», «резонансные» дела: убийство о. Александра (Меня); убийство журналистов В. Листьева, Д. Холодова, чиновников, политиков, предпринимателей и т. д., крупные хищения и т. п.

Во времена Союза ССР, когда я работал следователем прокуратуры (1985–1991 годы), нам постоянно сообщали сведения о нераскрытых убийствах по СССР. Так вот, в указанные годы на территории страны совершалось от 900 до 1100 умышленных убийств (т. е. в среднем около 1000 в год), в том числе убийства серийные. К этому можно добавить, что каждый год по стране бесследно исчезали тысячи человек, что не исключает того, что, по крайней мере, часть из них стала жертвами преступных посягательств, относимых криминологией к категории латентных (т. е. скрытых, не выявленных, незарегистрированных в правоохранительных органах), а значит, не вошедших в данные судебной статистики.

И это уже в 80-е годы, страшно подумать, что было в годы репрессий.

Здесь нельзя не вспомнить бывшего сталинского Генерального Прокурора СССР Вышинского А. Я., с его теорией «царицы доказательств», которой признавалась дача обвиняемым признательных показаний.

Нужно ли доказывать, что эта теория не выдерживает никакой критики и начисто отвергнута в последующий период как ненаучная и крайне вредная.

Однако последствия длительного применения этой теории на практике «аукаются» у нас и по сей день. Практически нет той семьи, которую так или иначе не коснулись бы репрессии того периода. Миллионы невинно пострадавших реабилитированы. И мне, скромному молодому сотруднику областной прокуратуры, довелось принять практическое участие в этой огромной и важной работе.

Кстати, речь шла о реабилитации по «политическим» статьям, но трудно отделаться от мысли, что, исходя из той же теории Вышинского и тех же методов ведения следствия, вполне, могли быть ошибочно привлечены к уголовной ответственности и лица по обвинению в обще уголовных преступлениях…

Конечно же, нельзя в этот день не вспомнить ужасного преступления — убийства Царственных мучеников-страстотерпцев Царя Николая II и всей его семьи, а также их верных слуг, повара и врача-лейб-медика Е. Боткина, оставшихся с Царственными мучениками до конца, всего 11 человек в подвале Ипатьевского дома в г. Екатеринбург, на месте которого ныне воздвигнут величественный Храм-на-Крови.

Как такое могло произойти в России — некогда Святой Руси, в которой большинство населения исповедовали Православие?

Это отдельная, очень сложная тема, по которой имеется обширная библиография, очень много и правильно сказано, и я её не буду сейчас развивать… Прежде всего, это массовое отступление народа от традиционной веры отцов — Православия.

Но всё это произошло не вдруг, а в течение длительного исторического периода, предшествовавшего 1917 году.

Хотелось бы, в продолжение нашей темы, отметить, что 10 заповедей Божиих прямо запрещают человеку преступать (совершать преступления). Это выражено в заповедях: «не убий», «не прелюбодействуй», «не завидуй» — это заповеди на все времена.

Нужно отметить, что все эти грехи соответствуют запрещённым уголовным законом преступлениям: насильственные преступления против личности — убийство, изнасилование, развратные действия; корыстные преступления — кража, грабёж, разбой, мошенничество, присвоение, вымогательство, бандитизм; коррупционные преступления — дача и получение взятки, злоупотребление служебным положением и т. д., заведомо ложный донос, дача заведомо ложных показаний, клевета, оскорбление и др.

В «Православном Катехизисе» Святого Митрополита Филарета Московского подробно раскрывается содержание каждой из вышеуказанных заповедей.

Проще говоря, соблюдай Заповеди Божии и, с Божией помощью, никогда не совершить преступления, так как именно в Заповедях заключён высочайший нравственный уровень, к которому должен стремиться каждый человек. И единые общепризнанные нравственные законы через многие поколения восприняты и в нашей стране и положены в основу уголовного законодательства РК.

Но тут возникает проблема с соблюдением заповедей человеком. Особенно если он, подчиняясь страстям, не стремится к нравственному самосовершенствованию, не работает над собой, не живёт духовной жизнью, а напротив, подчиняется соблазнам мира сего (алкоголь, наркотики, азартные игры, развлечения, беспорядочные интимные связи и т. д.).

Святые Отцы единодушны в том, что практически за каждым преступлением «стоит дьявол».

В науке выделяют понятие «случайный преступник», говоря о том, что лицо может совершить преступление вследствие стечения особых чрезвычайных обстоятельств, либо сложившихся исключительных условий. Это, например, когда лицо совершает дорожно-транспортное происшествие, либо превышает пределы необходимой обороны, либо действует в аффекте.

Не о чем спорить, в жизни бывает всякое. Значит, Господь попустил такому искушению. Всё это очень непросто. Промысл Божий о человеческих судьбах от нас закрыт, в жизни всё взаимосвязано и, в конечном счёте, так или иначе, все факторы в своей совокупности решают дело: семья, воспитание человека, его поведение, характер, привычки, круг общения, отношение к вере и т. д.и т. п.

Всё это говорит о необходимости осторожно относиться к такому греху, как «осуждение ближнего». Не зная всех обстоятельств дела, нельзя судить о поведении человека — «не судите, да несудимы будете», и ещё ей вторит народная мудрость: «от сумы да от тюрьмы не зарекайся».

Отсюда следует, что наших оступившихся братьев и сестёр нельзя исключать из общения, в том числе духовного, особенно если он совершил неосторожное деяние, либо небольшой или средней тяжести, впервые, искренне раскаивается в содеянном, просит прощения у Бога.

Особенно это относится к несовершеннолетним лицам, незрелым личностям, легко поддающимся под зловредное влияние мира.

Проработав много лет следователем, судьёй, приходишь к выводу о том, что с опытом отнюдь не легче, а всё труднее даётся принятие решений по судьбам людей. Работа следователя, судьи — это постоянная борьба со своими сомнениями. И это хорошо. Главное, не допустить судебной ошибки, особенно непоправимой. А это уже вопрос о личной ответственности земного судьи перед Богом. Вот и стараешься тоньше и глубже подходить к рассмотрению всех, находящихся в производстве дел, невзирая на их количество.

Необходимо учитывать, что законные и обоснованные судебные приговоры играют важную роль в общей превенции (удержание от совершения преступлений других лиц), так и в частной превенции (пресечение преступной деятельности осужденного).

Свою роль в профилактике преступлений играет и закреплённая в уголовно-процессуальном законе возможность прекращения производства по делу за примирением подсудимого и потерпевшего, что возможно при соблюдении ряда установленных в законе условий.

Определённую роль в профилактике преступности играют и выносимые судом в установленном законом порядке частные постановления суда, в которых суд указывает о нарушениях закона при расследовании уголовных дел, о нарушениях в действиях тех или иных должностных лиц, создающих условия для совершения преступных деяний и т. д.

Подводя итог сказанному, считаю, что одолеть преступность одними лишь репрессивными мерами — путём применения строгих мер наказания невозможно. Необходимо повсеместное возвращение людей к истокам, к Православной вере, ко Христу — истинному живоносному источнику нашей жизни.

Это высокая и чрезвычайно сложная задача, и здесь важнейшая роль отводится нашему духовенству. Но и мы, миряне, всячески, каждый на своём месте, хотя бы в своей семье и рядом с собой, должны всеми силами души способствовать общему благу.

Прежде всего, нужно начинать с себя, соблюдать себя. Стараться жить по-христиански, «тихо и безмолвно», смиренно, без ропота, переносить скорби, и своим примером привлекать к этому своих ближних — супругов, детей, внуков. Жизненно необходимо, чтобы дети почитали своих родителей, чтобы не умалялась, а росла любовь между ближними, и вообще всячески улучшался морально-нравственный климат. В связи с чем, мы — христиане не можем быть терпимы к проявлению непристойности в СМИ, пропаганде насилия и разврата на телевидении. Это уже совместные задачи всей Церкви — и духовенства, и родителей, и учителей, и работников культуры, всей нашей интеллигенции.

Безусловно, необходимо также, чтобы поднимался жизненный уровень людей, что также способствует снижению преступности.

Отрадно отметить, что вопросам подъёма благосостояния народа постоянное внимание уделяет Президент РК Н. А. Назарбаев.

Мы все поддерживаем усилия нашего Президента в деле создания Евразийского союза Белоруссии, Казахстана и России с 2015 года, так как нахождение в едином Союзе позволит правоохранительным органам наших государств более целенаправленно заниматься как борьбой, так и профилактикой преступности, которая в настоящее время носит международный характер.

Благодарю за внимание.

Выступление судьи Северо-Казахстанского областного суда Зеньковского А.В. 17 февраля 2013 года

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»