Воспитание школьников старшего звена через изучение церковнославянского языка
Доклад Веркулеевой Анны Валерьевны — методиста ОРОиК Петропавловской и Булаевской епархии
Можно вспомнить множество цитат о значении слов и о языке вообще, подобных этой, «словом можно исцелить, можно убить»
«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени „
И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»
А вот еще одна цитата, вдумайтесь в глубину этих слов.
«…как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (Евангелие от Матфея 12:34–37)
Душа ребенка формируется именно в языковой среде. Если при ребенке родители будут сознательно коверкать язык, а еще хуже — позволять себе ругаться матом или вообще допускать ругань (не говоря о том, что и без ребенка этого делать не надо), он быстро станет их копировать, и в чистой душе будут появляться пусть еще неосмысленные, но очень гадкие образы. Следствием этих образов обязательно станет гадкое поведение, которое отразится в первую очередь на этих же родителях. Важно, чтобы с самого детства образы, появляющиеся в детской душе, были чисты и прекрасны. Чтобы сказки учили добру, смелости, ответственности. И мы имеем богатейшее наследие народных сказок, классических авторов, писавших для детей, авторов советского периода, наших современников… имена можно перечислять и перечислять: Пушкин, Крылов, Михалков, Маршак, Барто, Носов, Успенский, Драгунский
Язык этих авторов настоящий, добрый, русский.
Давайте поговорим о
Опыт показывает, что дети, изучающие церковнославянский язык, быстро овладевают навыками правильной речи и опережают в развитии своих сверстников. При изучении церковнославянского языка снимаются заикание и
Церковнославянский язык с самого момента своего создания не был разговорным языком, каковым он не является и теперь. В обыденном сознании Кирилл и Мефодий существуют как создатели славянской азбуки и не более того, но на самом деле созданный (именно созданный!) ими церковнославянский язык получил лексические, грамматические и даже фонологические средства, дотоле отсутствовавшие у славян.
Получившийся язык был относительно понятен славянам, но при этом изначально требовал усилий для своего освоения (иначе с чего бы заводить школы грамоты, если и так всё понятно?) и никогда не был разговорным. Он всегда был сакральным. Сейчас ведутся разговоры о переводе богослужений на русский язык. Это нужно для миссионерской цели, но невозможно на практике. Можно прочитать книгу, рассказывающую на русском языке смысл тех или иных молитв, но молиться во время службы тем же языком, что и общаюсь в очереди магазина — невозможно!
Слово — часть триединства культуры, оно должно озвучиваться. Но не так, как мы привыкли, скороговоркой, а с пониманием смысла, ведь манера вещания также выдает наше отношение к разговору и слушателям. Вспомним также, как в Евангелии описывается момент отречения апостола Петра. Ведь на его отрицание служанка сказала: «Речь твоя яве тя творит». Наша речь выдает и наш культурный облик, и наши пристрастия.
Нравственный закон, запечатленный в пословицах, те жизненные правила, которые выработал народ для своего самосохранения и воспитания, находят подтверждение в текстах Свящ. Писания. Даже введение ЦСЯ в изучение русского языка в виде краткого изречения позволяет,
В заключении своей речи хочется вспомнить слова архиепископа Луки (
Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила человеческого слова огромна. Оно всегда оставляет глубокий неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. … Энергия духовная никогда не исчезает безследно, она растворяется повсюду, она действует во всех…..А материальное благосостояние народа напрямую связано со здоровым и чистым состоянием души и сердца народа» (ВШ 2000 № 19/139)
IV межепархиальный семинар преподавателей Воскресных школ по проблеме «Особенности организации и воспитательной работы со старшеклассниками в Воскресной школе»
- 3269 просмотров