Воздвижение Животворящего Креста Господня. Приводим размышления иерея Антония Шувакина

Во Имя Отца и Сына и Святого духа.

Сегодня Церковь отмечает праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня. Этот праздник второй в церковном году после рождества Богородицы. Схиархимандрит Иоанн Маслов в лекциях по литургики описывает это так:

Иерей Антоний Геннадьевич Шувакин

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением к Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием, обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиреной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т. е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Но хотелось обратить внимание и на духовный смысл почитание Креста Господня, который так дорог каждому сердцу Христианина для нашего спасения «...и кто не берёт Креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня от МФ.10:38». Вспоминая праздник Воздвижения Креста Господня, мы вспоминаем, и смерть распятого на кресте Божественного Сына Господа нашего Иисуса Христа который наделил Божественной Силой орудие смерти и позора, бесчестия и унижения, Крест, и прославил его, сделав орудием Славы и Спасения. Святитель Феофан затворник в своём труде «Три слова о несении Креста» раскрывает духовный труд Христианина и вообще каждого человека» ...Хотя и не хотя всякий несет крест свой, и крест большею частью не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него чрез крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом«. Далее Святитель Феофан рассматривает три степени духовного несения Креста: первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотью ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью вволю Божию. Так святитель Феофан рассматривает духовный смысл труда каждого человека. То что Крест Господень хранит в себе Божественную силу говорит придание церкви в повествовании о том как император Константин победил Максенция, перед сражением на небе появился крест, сложенный из двух перекладин и долгое время находился неподвижно на своём месте со словами «Сим побеждай!». Нанеся, изображение Креста на доспехи своего войска и соорудив Крест, понесли его впереди. Воодушевлённый император Константин сражался со своим войском против превосходящей армией наёмников Максенция и одержав победу освободил Рим.

Есть и в наши дни чудеса происходящие силою Божьего креста, однажды отец с маленьким сыном пришли к соседу посмотреть запчасти на мотоцикл, у него во дворе находясь на привязи, гавкала и рвалась собака, перекрестив сына и оставив его у ворот, отец по узкой дорожки с хозяином дома прошли в гараж где находился мотоцикл, скрывшись в гараже, собака успокоилась и перестала лаять, прошло некоторое время мужчины увлеклись разговором и вдруг они увидели мальчика стоящего рядом с ними в гараже которого оставили у ворот, посмотрев на собаку то удивились пёс свернувшись калачиком мирно лежал на своём месте, отец вспомнил что он его перекрестил перед тем когда ушёл в гараж, с умилением и радостью обняв сына благодарил Бога что на его глазах произошло чудо.

Христос был распят на кресте
И за врагов Своих молился!
Кругом народ над Ним глумился
Он всё простил их слепоте...

Не знал ни варвара, ни грека,
Кто господин, кто раб-незнал!
Во всех Он видел человека,
Одну всем заповедь Он дал!

Простёр ко всем Свои объятья
Для всех раскрыл Он небеса,
И говорит нам: «Все вы братья!
За всех на казнь Я отдался!»
Аполлон Майков

Богу нашему слава всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»