Высокопреосвященный архиепископ Владимир совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в главном храме Северного Казахстана
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. |
7 марта — пятница 1-й седмицы Великого поста. День памяти обретения мощей мучеников, иже во Евгении. Ежегодно 7 марта Православная церковь отмечает обретение мощей святых мучеников в Царьграде, возле Евгениевых ворот. На этом месте в 5 веке стали происходить чудеса исцеления, а впоследствии открылось, что там тайно захоронены мощи множества христианских мучеников.

В ту эпоху тысячи людей, исповедовавших слово Божие, подверглись нечеловеческим пыткам и в итоге приняли смерть за Христа, ставшую для них освобождением. Тела подвижников благочестия, как правило, после гибели тайно забирали христиане с тем, чтобы предать земле в местах, где никто не смог бы добраться до покойников. Одним из таких погребальных участков стала территория, располагавшаяся близ городских башни и ворот в Константинополе.
Здесь захоронили множество мучеников, пострадавших за Сына Божия. Имена же их остались в большинстве своем неизвестны Церкви. Указанная местность называлась Евгенией, башня и ворота носили имя Евгениевых, отсюда и название праздника — «обретение мощей мучеников, иже во Евгении». Возможно, в данном восточном предместье византийской столицы находилась некогда церковь святой Евгении, от которой часть города и получила такое свое название.
В дальнейшем Господь начал являть чудесные знамения на месте погребения своих избранников. В основном это были исцеления болезней духовных и физических, происходившие в обилии. Люди поняли, что место, на котором Бог дарует им милость свою, непростое. Так оно и оказалось, когда на чудесном участке земли обнаружились мощи погибших за веру христиан. Останки избранников Божьих верующие торжественно перенесли в храм.
Спустя же 7 веков на месте обретения мощей святых мучеников Константинополя по приказу тогдашнего правителя византийского Андроника I Коломнина была воздвигнута пышная, красиво убранная церковь, освященная в честь святого, покровительствовавшего императору. Среди безымянных мучеников, чьи мощи обрели близ башни и ворот Евгениевых в Царьграде, находились также тела известных церкви избранников Божьих. Это один из 70-ти апостолов Андроник и его жена и соратница Иуния.
Что касается гибели мучеников, некоторые источники утверждают, что кончина избранников Божиих была мирной и тихой. Но у историков есть все основания полагать: благочестивые супруги пострадали за веру в Христа до собственной смерти, которая тоже вряд ли была естественной. В частности, эти сведения содержатся в церковных песнопениях, утвержденных в честь как раз-таки упомянутых мучеников.
Интересно, что обретение мощей святых супругов произошло тоже по Божьему промыслу. Некий Каллиграф Николай, служивший клириком, уже после того, как останки мучеников, погребенных в Евгении, были обнаружены на месте захоронения и извлечены из земли по указу святителя Константинопольского Фомы, получил откровение.
В нем сообщалось, что среди тел находятся и останки одного из апостолов Андроника, а также его жены — святой Иунии. В честь святого Андроника и был назван храм, построенный на месте захоронения Евгениевых мучеников: «Божественный Андроник... и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость».

Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров по чину святителя Григория Двоеслова в Кафедральном соборе Вознесения Господня. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, клирики собора. Диаконский чин Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
По заамвонной молитве Владыка Владимир с сослужащим духовенством совершил уставное молебное пение великомученику Феодору Тирону с чином освящением колива.
После окончании богослужения Владыка поздравил всех молящихся в храме с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Эти дни, по словам архипастыря, дают каждому православному христианину особую возможность прочувствовать силу молитвы, сопряженной с постническим подвигом, задуматься о смысле жизни и искренне покаяться в своих грехах.
Коливом в традиции православной церкви называется простая постная пища, состоящая из вареной пшеницы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов. Традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало в IV веке. Римский император Юлиан Отступник, желая помешать христианам соблюдать пост, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). Святой великомученик Феодор Тирон особым образом покровительствует христианам в дни поста, своим молитвенным предстательством оберегая верных от соблазнов и искушений. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В пятницу, в завершение Божественной Литургии Преждеосвященных даров читается канон молебный великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, после чего коливо благословляется и раздается верующим. Выдающийся проповедник Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Херсонский указывает на это чудо, совершенное великомучеником Феодором Тироном, как на яркое доказательство значимости и важности поста: «Если постом можно было бы пренебрегать, как вещью малозначительной, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного только для того, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?»
- 573 просмотра