Архиерейская Литургия в праздник Иконы Божией Матери «Державная»
Гра́да Сио́нска взыску́юще, под Твой покро́в, Де́ва Чи́стая, днесь притека́ем, и никто́же возмо́жет на ны, я́ко несть град си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га, и несть и́на кре́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы. Тропарь Богородице. |
15 марта Праздник Иконы Божией Матери «Державная». В этот день Икона явила себя Православному народу, в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы. Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».
Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид — все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.
Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.
По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.
Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в этот день в Кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления и клирики собора. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 54 от Луки: А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая женщина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у нее сестра, которую звали Мариам, и она, сев у ног Господа, слушала Его речи. А Марфа была вся в трудах служения. И вот она подошла и сказала: «Господи, Тебе и дела нет, что сестра оставила на меня одну все заботы? Скажи ей, чтобы она мне помогла!» И сказал Господь ей в ответ: «Марфа, Марфа! Ты хлопочешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мариам выбрала себе благую долю, которую у нее не отнимут». И было, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: «Блаженна материнская утроба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!» А Он сказал: «Еще блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его». ( Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.)
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Максим Абдулхасанов. По окончании Литургии духовенство прославило образ Иконы Божией Матери «Державная».
- 1149 просмотров