Архиерейское богослужение в седмицу о Блудном сыне
Отец, открой мне объятия отеческой любви! Седален недели |
Во второй воскресный день, в который Церковь готовит нас к Великому посту, читается притча о блудном сыне, являющая нам образ покаяния грешного человека, возвращения к своему милосердному отцу. В это воскресение Святая Церковь одновременно чтит память Собора Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Накануне поста, вспоминая притчу о блудном сыне, появляется ощущение присутствия Бога. При должном покаянии бывает, что каждая клетка человеческого организма чувствует Его присутствие, Его близость.
В этот день Всенощное бдение и Божественную Литургию в Кафедральном соборе Вознесения Господня возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужило духовенство собора. Песнопения службы исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
В память святых Новомучеников Церкви Русской на Всенощном бдении было совершено освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. К обычным псалмам полиелея был добавлен 136 псалом, который также будет петься еще 2 недели перед постом. Приведем текст этого псалма:
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Для правильного понимания значения этого песнопения, необходимо вспомнить из истории ветхозаветной церкви, что послужило поводом к его написанию. В 598 году по попущению Божию Вавилоняне вторглись в Иудею, до основания разрушили Святой град Иерусалим, разграбили и уничтожили священное для каждого иудея место — храм Истинного Бога. Плененные иудеи были отведены в Вавилон. Единственный народ, имевший ведение об Истинном Боге, потерял не только Отечество, но и религию, а значит и смысл к существованию. Единственное, что у него осталось — это вера и память об утраченном духовном богатстве. Глубокое раскаяние в небрежении к заповедям Божиим, к хранению вверенного иудеям завета, сохранило народ от смешения в котле Вавилонской глобализации. По глубине драматизма это событие сродни изгнанию прародителей из Рая. Псалом изображает тоску по родине, печаль и боль по богослужению в храме, по песням церковным, слышания которых теперь лишены иудеи. «Реки Вавилонские», которые упоминаются в псалме — это Тигр и Ефрат, между которыми был расположен Вавилон. В духовном понимании они означают потоки страстей, в которых заключена в плен падшая человеческая душа. Сам же Вавилон является символом греха, тягчайшего и глубочайшего падения.
В Новозаветной, Церковной практике 136 псалом толкуется применительно к состоянию христианской души, печалующей о своих грехах. Он символизирует бедственное состояние порабощенной страстями души, сожаление о погубленном бесстрастии, бездерзновенность низринутого в тление ума, печаль, близкую к тонкому отчаянию. Но одновременно он выражает и теплое упование на Бога, сильного воззвать душу от падения и подать помощь в борьбе со страстями, чтобы воздать воздаяние (то есть праведно отмщение) дщери Вавилонской, являющейся образом мира сего, как совокупности страстей. Достойное ему воздаяние — это сокрушение «младенцев», то есть страстных прилогов (искушающих помыслов) о камень. Камнем же является Христос, действующий благодатью в призываемом Его имени.
После чтения Воскресного евангелия было пропето покаянное трио, и владыка помазал всех молящихся освященным елеем.
Перед началом Божественной литургии был отслужен водосвятный молебен и заупокойная лития по всем пострадавшим в годину лютых гонений на веру нашу.
На литургии были прочитаны евангельские зачала: с притчей о блудном сыне и новомученикам Церкви Русской. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О даровании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей земле Петропавловской». По окончании литургии было совершено молебное пение Собору Новомучеников и Исповедников Российских и проведен Крестный ход вокруг храма.
Затем владыка обратился к собравшимся со словами проповеди: В течение длительного времени Церковь нас готовит к Великому посту. С материнской заботой она призывает заблудших возвратиться в ее спасительное лоно. И здесь вспомним, что нам говорится в Неделю о блудном сыне? — Возвращайся в дом отца своего, сынок или доченька, он тебя ждет. Посмотри, чем занимаются люди? Пасут свиней и питаются из корыта. Они могут питаться из корыта в смокинге и бабочке, и корыто может быть инкрустировано стразами от Сваровски, но все равно это корыто, и они все равно пасут свиней. И Церковь в 15-ой главе Евангелия от Луки призывает: Возвратись. Откроем же эту главу и пробежим глазами по священным строкам, вспомним, что Христос говорит здесь о трех потерях: овца, потом — деньги, потом — сын: «Кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит ли 99 в пустыне и не пойдет ли за пропавшей, пока не найдет ее?» Мы с вами привыкли к образу Пастыря Доброго, Который оставляет незаблудившихся в загоне, а Сам идет на поиски заблудившейся, берет ее на плечи и идет с нею. Омофор на плечах архиерея — это и есть образ найденной и принесенной к Отцу заблудшей овцы. Это первая потеря. Вторая потеря — денежная. Если потеря овцы понятна не всем, а только тем, кто имеет дело с овцами, козами, свиньями или другой живностью, то потеря денег уже понятна каждому человеку. Дальше Он говорит: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму — не зажжет ли свечи и не станет ли мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?» Вот, ты имеешь миллион рублей. А потерял сто тысяч. Ты же будешь их искать, переворачивать весь дом. Вот, нашел — и обрадовался. «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих об одном грешнике кающемся». Т. е., здесь везде овца и деньги — это образ грешника, которого нашел Господь, который кается. Он — беспомощная овечка, драгоценная монета, которая нужна Богу. Люди нужны Богу. Но все это вещи относительно ценные — овцы, деньги. Самое дорогое — это дети. Какими овцами можно измерить ценность для человека его детей, какими деньгами? Никакими. Любые деньги за ребенка — любых овец, волов, ослов, машины, квартиры человек готов отдать, лишь бы у его ребенка все было хорошо. И Господь в третьем случае дает развернутую притчу о блудном сыне. Вот, отец потерял сына. Но как? Сын взбеленился и решил уйти от отца. И здесь нам нужно углубиться в предмет.
Притча о блудном сыне — это корневой стержень мировой литературы. Везде, где вы встречаете в сюжете уход и возвращение главного героя — там притча о блудном сыне. Человек попадает в бесовское рабство, забывая Господа, и пасет свиней в дальней стране. В принципе, это состояние современной западной цивилизации. Целая цивилизация, построившая огромные храмы, столетиями Богу молившаяся каждое воскресенье, Великим постом не евшая ни мясного, ни молочного, читавшая Евангелие, писавшая книги, размышлявшая о смысле жизни — целая цивилизация как блудный сын сегодня хлебает из корыта. Либо она придет в разум и вернется к отцу — либо останется со свиньями. Притча о блудном сыне — это притча об истории мира. Там еще есть старший брат, который никуда не уходил. Это некий образ еврейского народа, который не сомневался, что Бог есть. Для них Бог не умирал. Это для европейцев Бог умер, а для евреев Бог не умирал. И у него есть некая обида на Господа: почему Ты милуешь этих, а мы с Тобой всегда, и не имеем таких благ- и благодати, и милости? Здесь завязан большой узел. Т. е. эта притча — узловая притча мировой истории. Это еще раз доказывает, что Евангелие — это не дело человеческого ума, это дело Божественной благодати. В таких кратких, простых словах Христос смог без труда, не уставая, изложить всю драматическую историю мира и безумие человеческой цивилизации.
- 3020 просмотров