Чин погребения плащаницы Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе
29 августа, за вечерним богослужением, Преосвященнейший епископ Владимир совершил чин Погребения Плащаницы Божией Матери в Вознесенском кафедральном соборе города Петропавловска.
Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым Церковью и напоминает собой чинопоследование погребения плащаницы Христа Спасителя совершаемого в Великий Пяток.
В XVI веке эта служба была широко распространена на Руси. Потом она оказалась почти забыта.
В XIX веке чин Погребения Плащаницы Божией Матери совершался в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
В настоящее время служба Погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы получила в Русской Православной Церкви широкое распространение. Она обычно совершается вечером в день Праздника Успения или на третий день после Праздника.
Архипастырю сослужило духовенство кафедрального храма: протоиерей Фёдор Бердик, благочинный собора Михаил Березин, иерей Роман Пудов, иерей Антоний Чуриков и диакон Владимир Бартоль.
На утрени, во время пения тропарей на «Бог Господь», духовенство вышло к Плащанице на середину храма для чтения погребальных статей: стихов 17 кафизмы и особых умилительных и хвалебных тропарей, составленных в честь Пресвятой Богородицы. Перед Плащаницей, согласно уставу, также было прочитано Евангелие, после чего духовенство возвратилось в алтарь. Во время пения хвалитных стихир священнослужители вновь вышли на середину собора. На великом славословии было совершено каждение и поклонение у Плащаницы.
По окончании славословия с пением погребального песнопения «Святый Боже» Плащаница была обнесена вокруг храма крестным ходом.
После крестного хода было совершено поклонение перед Плащаницей и помазание всех присутствующих святым елеем.
После богослужения Владыка Владимир в своей проповеди пожелал всем благодатного Покрова Царицы Небесной и преподал своё архипастырское благословение.
По вере Церкви, Богоматерь после Своего Успения и погребения была воскрешена Божественною силою и пребывает на небе со Своим прославленным телом. Но воскрешение Божией Матери подобно другим случаям воскрешения мёртвых и отличается от единственного и спасительного для всех Воскресения Богочеловекwwwа Христа Спасителя. В восхвалении и преклонении перед славой Богоматери соединяются и небесные, и земные.
Успение Богоматери явилось переходом Ее к славе и блаженству на небесах. Потому это — день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, «радуются земнородные, красуясь Божественной Её славой». А для Богородицы с Успением открылась возможность благодатного ходатайства за мир.
Святитель Феофан Затворник в своей проповеди на праздник Успения справедливо отмечал: «Погасим в себе всякое пристрастие к телу и всему телесному, к земле и всему земному. Ибо когда ничто не привязывает на земле — откуда будет скорбь при оставлении ее? Как свободно и легко отделяются одна вещь от другой, когда они не связаны и не склеены, а только приложены друг ко другу, так легко будет отделение души от тела, когда в ней не будет привязанности к телу и когда она, пребывая в теле, не по телу жительствует. Странник, идущий к своему назначению, спокойно и охотно оставляет места, где останавливается. Почему? Потому, что они для него чужие. Так и когда сердце наше будет считать чужим себе все земное, нам не будет затруднения перейти в другую жизнь.
Конечно, нам нельзя быть без некоторых вещей или даже многих вещей. Но можно так расположить к ним свое сердце, что с ними так же легко будет расстаться, как скинуть ненужную нам одежду. Об этом и позаботимся. Трудновато сие? Да... но можно сделать сие не вдруг, а мало-помалу. Как враг опутывает душу пристрастиями земными? Навязывая их одно за другим, подобно тому, как паук опутывает попавшихся в сети насекомых, набрасывая на них паутинку за паутинкою. Наоборот, кто хочет выпутаться из сих сетей, пусть ухитряется действовать противоположно тому — отсекать одни пристрастия за другими, начиная с меньших и доходя до больших. Как завязший в тину выдергивает член за членом, пока совсем не освободится, так станем отсекать пристрастие за пристрастием, пока станем совершенно свободными. Если употребим такой труд, то к часу смертному можем быть совсем уже отрешены от всего и готовы без скорби оставить землю и все земное, ожидая только мановения Божия».
- 4337 просмотров