В Фомину Неделю епископ Владимир совершил Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла
Запеча́тану гро́бу, живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, и две́рем заключе́нным, ученико́м предста́л еси́, всех воскресе́ние; дух пра́вый те́ми обновля́я нам, по вели́цей Твое́й ми́лости. Тропарь Недели |
9 мая, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, Антипасха. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Антипасха в традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие...»
Божественную Литургию в этот день в соборе Святых Апостолов Петра и Павла совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Сергий Снопков — настоятель собора, иер. Роман Пудов, иер. Антоний Кудрицкий, иер. Сергий Сафонеев — клирики собора, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма священномученика Мефодия Петропавловского. Диаконский чин: Владимир Бартоль, Павел Орлов и Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнили хоры собора под управлением регентов Прохоровой О. Н. и Жигульского К. Литургия совершилась по уставу первого дня Пасхи.
На Литургии было зачитано Евангельское зачало от Иоанна: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (Ин. 20:19-31)
По прочтении уставного Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
По окончании Литургии состоялся Пасхальный Крестный ход вокруг храма. Во время молебна к прошениям были добавлены благодарственные прошения в честь Дня Великой Победы: Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством славы Твоея и низпосли всегда яко Щедр всем нам богатые милости и щедроты Твоя и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую, град наш избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие и во всех добродетелях преспеяние даруй молимся Тебе, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй.
В завершении Владыка наградил почетных работников и прихожан храма медалями «Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский» к 100-летию мученической кончины святителя.
- 3936 просмотров