В Кафедральном соборе Вознесения Господня состоялся Чин Погребения Божией Матери
От земли преставилася есии от земли никакоже отлучилася еси, Всесвятая Богородице, избавляющи весь мир от бед. Статии на Погребении. |
30 августа, Попразднство праздника Успения Божией Матери. Вечером этого дня в Кафедральном соборе Вознесения Господня был совершен Чин Погребения Богородицы. Данный Чин совершается по усмотрению настоятеля храма в первые три дня после праздника Успения.
Особенно торжественно чин совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В ХVI веке она была широко распространена на Руси.
В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.
В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина «Погребения Богоматери».
По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.
«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.
В Сослужении духовенства собора этот Чин и Божественную Литургию перед Плащаницею совершил Преосвященный Владимир Епископ Петропавловский и Булаевский. Песнопения Чина Погребения исполнил архиерейский хор под управлением регента Затай А. А.
Особенностью Чина погребения Плащаницы Божией Матери является его продолжительность и торжественность, на Богослужении поется разделенная на три статии «погребальная» семнадцатая кафизма, пение стихов псалма перемежается с чтением особых умилительных тропарей, посвященных событиям Успения и погребения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
На Великом славословии, во время пения Трисвятаго, Архипастырь, духовенство прошли крестным ходом со Святой Плащаницей вокруг кафедрального собора. По окончании торжественного шествия все вернувшись в храм, под пение особых стихир были помазаны освященным елеем.
В полночь состоялось служение Божественной Литургии у Святой Плащаницы.
- 1861 просмотр